Катализатор устанавливается в выхлопной системе автомобиля и служит для дожига вредных веществ. Внутри корпуса каталитического нейтрализатора находится керамическая сотовая конструкция, покрытая тончайшим слоем специального сплава — катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы и определяют высокую стоимость каталитических нейтрализаторов, цена которых может достигать 3000 у.е. При достижении температуры 300°С начинается реакция окисления, в процессе которой «дожигаются» не сгоревшие в цилиндре остатки углеводородов (бензин, масло), окислы азота и т.д.При этом используется кислород, по остатку которого второй лямбда зонд (датчик кислорода) и определяет качество работы катализатора.
В среднем срок службы 100 000 км. Одной из главных причин выхода из строя каталитического нейтрализатора считается некачественное топливо с высоким содержанием тяжелых металлов в составе антидетонационных присадок, которые широко применяются в нашем бензине.
Еще одной причиной может быть неисправная система зажигания. В этом случае несгораемое топливо попадает в каталитический нейтрализатор, догорает в нем и забивает поры керамических сот, уменьшая сроки службы катализатора. Не рекомендуется также оставлять автомобиль с работающим двигателем в режиме холостого хода на протяжении более 10 минут
Попадание масла и/или антифриза в систему выхлопных газов из-за не исправности системы вентиляции, плохого качества или не соответствующего данному двигателю масла, износа поршневой группы, выхода из строя маслосъемных колпачков, чревато «закоксовыванием» катализатора, т.е. нарушается проходимость выхлопных газов, что приводит к поломке каталитического нейтрализатора.
Неисправный лямда-зонд (датчик кислорода), вышедшие из строя топливный насос, датчик массового расхода воздуха (расходомер) способствуют нарушению правильного соотношения объема воздуха к топливу, что отражается на качестве топливной смеси. Слишком «богатая» или «бедная» топливная смесь приводит к неполному его сгоранию в цилиндре и догоранию в катализаторе, тем самым увеличению температуры выхлопа и как следствие выход за предел рабочей температуры катализатора и его оплавление.
Вышедший из строя каталитический нейтрализатор не подлежит ремонту, поэтому его следует заменять новым.
При выходе из строя катализатора загорается лампочка на панели приборов “Check Engine” и появляется ошибка в памяти неисправностей P0420-Р0434 -низкая эффективность работы катализатора. Но это происходит не всегда, и зависит от качества алгоритмов самодиагностики на конкретном автомобиле.
Может и “Check Engine” не «гореть», но автомобиль из-за забитости катализатора постепенно теряет мощность, увеличивается расход топлива. Из-за плохой проходимости выхлопных газов создается противодавление, возрастает давление картерных газов, тем-самым нарушается система вентиляции картерных . В последствии образуется «теч» масла (его просто выдавливает через “слабые” места, например через кольца свечных колодцев, сальники, прокладки крышки клапанов и т.д.).Из-за ухудшения продувки цилиндров, увеличивается нагарообразование на клапанах и поршнях, что приводит к печальным последствиям и конечном счете к ремонту двигателя. В итоге даже незначительная забитость катализатора негативно влияет на работу и ресурс двигателя, более того при полном разрушении катализатора, из-за попадающих его частиц в двигатель в момент движения приводит к механическим повреждениям и как следствие-ремонт двигателя.
Для диагностики эффективности работы катализатора мы используем специальное оборудование, программы, определенные методики и опыт , позволяющие качественно определить степень его забитости и остаточный ресурс.
При неисправности катализатора есть 2 способа решить эту проблему:
В итоге после этой процедуры
При этом выбросы выхлопных газов останутся в пределах допустимых норм.
Решать, Вам, какой вариант выбирать.
Мы можем качественно выполнить все виды этих работ: