Публичное акционерное общество "Северный речной порт" Штаб строительства "Ангарского нефтяного терминала"
Услуги Порта
Речной порт - транспортное предприятие на внутренних водных путях, расположенное в установленных границах естественно или искуственно защищенных участков берега и прилегающих к ним акватории и рейдов, обеспечивающее безопасную стоянку судов, выполнение операции по приему, хранению и перегрузке грузов с водного транспорта на сухопутный или в обратном направлении, а также по приему, отправлению и обслуживанию пассажиров и комплексному обслуживанию флота.
Основные элементы порта: причальная набережная с швартовыми устройствами и защищенной от волнения акваторией, грузовые склады, подъемно-транспортное оборудование, подъездные и внутрипортовые железнодорожные и автомобильные пути, мастерские, зарядные станции, гаражи и другие сооружения. В состав основных элементов порта входят водные подходы с достаточной глубиной и шириной для беспрепятственного прохода самоходных буксируемых и толкаемых составов, а также рейды прибытия и отправления судов, объекты электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения и канализации, объекты и средства связи.
История порта
Российские первопроходцы появились в устье Куты в конце 1620-х годов. В 1628 (по другим данным — в 1629) году казацкий десятник Василий Бугор поставил здесь зимовьё. Годом же основания поселения считается 1631 год, когда отряд под предводительством атамана Ивана Галкина основал Усть-Кутский острог. Развитие острога как постоянного поселения напрямую связано с именем Ерофея Хабарова. В 1630-х годах в предместьях Усть-Кутского острога он основал солеварню, завёл на Лене пашню, организовал ямскую гоньбу.
Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут стал важным транспортным узлом для освоения Сибири и Дальнего Востока. Здесь готовились суда-дощаники для Северной экспедиции Витуса Беринга. Через острог проходили экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского.
Уже в XVII веке вблизи острога на Лене и Куте образовалась цепочка небольших деревень, составивших Усть-Кутскую волость. До XIX века Усть-Кут был местом проведения крупных ярмарок. Население волости также занималось хлебопашеством, работало на сользаводе, обслуживало пути сообщения — Ленский волок и ямской тракт. В 1926 году в Усть-Куте впервые открыта больница, село стало центром новообразованного Усть-Кутского района. В 1928 году на месте закрытого солеваренного завода открыт Усть-Кутский курорт, известный уникальными лечебными грязями.
Усть-Кут - большой транспортный узел, где сходятся железнодорожный, речной, воздушный пути. Первый поезд на станцию Лена пришёл в 1951 году — тогда Усть-Кут был конечной точкой строящейся Тайшето-Ленской железной дороги. (Ныне это участок ВСЖД, называемый Западным БАМом.) В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1958 году. А в 1974 году Усть-Кут стал отправной точкой возобновлённого строительства Байкало-Амурской магистрали, здесь располагался штаб Западного участка. В 1975 году сдан железнодорожный мост через Лену, единственный на сегодня.
ПАО «Северный речной порт» расположен в городе Усть-Кут на берегу реки Лена. Город Усть-Кут основан в 1631 году, первоначально был расположен в устье реки Куты, по которой русские впервые вышли с Ангары на Лену. Сейчас город разросся и вытянулся по левому берегу Лены почти на 30 км.
29 июля 1954 года Усть-Куту был присвоен статус города районного подчинения путём объединения рабочих посёлков Усть-Кута. В 1963—2004 годах являлся городом областного подчинения.
В 1974 году Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали. В городе располагался штаб Западного участка.
В городе работают завод сборных железобетонных изделий, кирпичный завод. Значительный удельный вес в Усть-Куте занимает лесопереработка. Славится Усть-Кутский курорт, работающий на хлоридных источниках.
Существуют проекты по строительству в городе двух деревоперерабатывающих заводов с глубокой переработкой древесниы. Ещё одним проектом предусмотрено строительство целлюлозно-бумажного комбината в Усть-Кутском районе при участии китайских инвесторов.
Северный речной порт сегодня не только перевозит грузы, пассажиров, это прежде всего единица транспортной структуры Сибирского Федерального Округа, Российской Федерации.